ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – 1

Марксистско-ленинское учение о грядущем коммунистическом обществе возникло именно как воплощение лучших чаяний и надежд человечества на будущее. Но оно не содержит в себе ни грана утопии. Коммунисты вообще не занимаются сочинением спасительных, утешающих человечество, а тем более угрожающих ему апокалипсических мифов. Они научно вскрывают объективные законы, движущие силы исторического процесса и указывают перспективу — коммунизм как неизбежное и желанное будущее для всех народов. А главное, коммунисты, опираясь на реальные факты сегодняшнего дня и всего развития человечества, рассматриваемого ими как естественно – исторический процесс, теоретически исследуют пути к будущему и воплощают их в практике реального социализма, перерастающего в коммунизм.

Марксисты исходят из того, что эта конечная цель будет реализовываться постепенно, в течение определенного исторически длительного периода, который обозначается ими как переходный и содержание которого есть не что иное, как сосуществование и борьба социализма и капитализма. Поэтому стратегия марксистского решения глобальных проблем, обращенная в будущее, исходит из реальностей настоящего. А в реалиях современности очень важную роль играют изменения в политическом климате мира и существование социалистического содружества, которое стремится к решению всех проблем на основе мира и демократии. Марксистская стратегия решения глобальных проблем ясно обозначает не только конечную цель, но и более близкие исторические ориентиры и строится с учетом необходимости объединения усилий всего человечества в решении тех проблем, которые уже сегодня угрожают его существованию. И в этом контексте чрезвычайно высок статус науки.

Новая социальная функция науки также предполагает международное сотрудничество и солидарность внутри самого мирового научного сообщества, возрастание социальной и гуманистической ответственности ученых. Наука для человека и человечества, наука в целях решения глобальных проблем современности и социального прогресса — вот истинная гуманистическая ориентация, которая должна объединять ученых всего мира. Это предполагает не только более тесное единение науки и практики, но и разработку фундаментальных проблем будущего человечества, предполагает развитие единства и взаимодействия наук, укрепление их мировоззренческих и нравственных оснований, соответствующих условиям глобальных проблем современности.

Стратегия решения глобальных проблем, обращенная в будущее, не может не соединять в себе, поэтому научный, социальный и гуманистический подходы к этим проблемам. И она не может не иметь единой «точки отсчета», в качестве которой выступает для нас человек и его будущее. Это является «самоцелью» (К. Маркс) коммунизма, но это же оказывается конечной целью и движущей силой решения глобальных проблем в их единстве и перспективе.

Только такая гуманистическая ориентация создает прочную основу будущего человека и человеческой культуры в целом. Последняя имеет и более широкое значение, так как гуманизм связан не только с наукой. И с этой точки зрения в равной мере опасны как абсолютизация значения науки в жизни человека и человечества, в развитии гуманистической культуры будущего, так и попытки принизить ее, а то и попросту «развенчать», представить в качестве антигуманной силы. Подлинный свой смысл наука приобретает лишь в связи с другими формами человеческой деятельности, образующими материальную и духовную культуру человечества.

Поэтому нравственные, гуманистические основы науки и всей человеческой культуры приобретают все большее значение сегодня и в будущем, так как, по – видимому, без этого возможны только мрак бескультурья и небытия, духовный и физический крах человечества. Предвидение будущего в этом плане означает, следовательно, главным образом определение социально-этнических и гуманистических альтернатив. И это закономерно в условиях глобальных проблем, как закономерно и то, что именно коммунистическая перспектива, исходящая из необходимости гуманистического, нравственного прогресса, являющегося духовной основой продвижения вперед, оказывается спасением для человечества, его культуры, его цивилизации.

В этих условиях обращение к будущему в аспекте глобальных проблем приобретает большое теоретическое значение. Это сейчас один из важнейших участков концентрации усилий представителей многих наук — и не только обществоведческого профиля.

В последнее время на Западе появляется все больше прогнозов, сценариев и моделей будущего, связанных с решением глобальных проблем, в которых наблюдается прямая экстраполяция либо тенденций и явлений, присущих капитализму, либо его реформированных вариантов. Было бы излишним здесь рассматривать отдельные примеры подобного рода прогнозов, моделей и сценариев.

Для нас главное — отчетливо противопоставить им марксистско-ленинское понимание будущего в аспекте глобальных проблем, научную методологию прогнозирования и моделирования, их связь с социальными и гуманистическими идеалами и реальной практикой социализма.

Марксисты не отвергают возможность глобальных прогнозов, роль различного рода моделей в их построении, сценариев мирового развития и пр. Однако марксистский подход отличается от любого другого именно тем, что он ориентирует не на недифференцированное рассмотрение глобального развития, отвлекающееся от социально – политических реальностей в мире, от борьбы социализма и капитализма, а на конкретное видение мира, включенное в контекст мирового революционного процесса, на анализ объективных законов, тенденций, движущих сил исторического процесса. Прогнозирование, осуществляемое с позиций теории научного коммунизма, исторического материализма, имеет разные формы, и оно распространяется на перспективу — как ближайшую (теперь это относится к 2000 г.), так и отдаленную (XXI в. и далее). Научно достоверное прогнозирование тесно смыкается с более конкретным определением целей социально-экономического и культурного развития, его планированием. Примером такого тесного взаимодействия и взаимоперехода прогнозирования и планирования являются разработанные XXVI съездом КПСС «Основные Направления экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года».

Метки: ,