«МОДЕЛИ МИРА» В БУРЖУАЗНОЙ ФУТУРОЛОГИИ

Будущее не предсказывают, а созидают! Этот девиз принят на вооружение сегодня самыми широкими кругами прогрессивной мировой общественности. Но как именно и что конкретно созидать, с чего начинать и к каким целям стремиться — подобного рода вопросы оказываются ныне все чаще в «эпицентрах» споров о будущем. Нельзя не обратить внимание, что в таких спорах уверенному, конструктивному оптимизму ученых- марксистов противостоит, как правило, весьма безысходный социальный пессимизм подавляющего большинства буржуазных ученых. В чем причина столь резкого контраста? На чем зиждется уверенность марксистов в завтрашнем дне человечества? И почему столь преобладающе пессимистично настроены буржуазные ученые при всех существенных разногласиях между ними? Известно, что человеческая психология неспособна мириться с безысходностью. Человек всегда ищет выхода, ищет путей преодоления проблемной ситуации.

Какие же пути видятся с позиций немарксистских концепций будущего? Для ответа на такой вопрос надо обратиться к самим этим концепциям.

Буржуазная футурология (понимая в данном случае под весьма многозначным термином немарксистские концепции будущего Земли и человечества) имеет довольно продолжительную историю. Ее истоки восходят к представлениям о будущем, которые сложились в религиозной эсхатологии — учениях о «конце света», в различных социальных утопиях и идеалистической философии истории. Первые «размышления о будущем», не носившие религиозного, утопического или философско-идеалистического характера, появились в 60-х годах X-IX в. под влиянием идейной борьбы марксизма с утопизмом (в то время главным образом с анархизмом) и с позитивизмом, которые ставили под сомнение возможность научного предвидения. Их авторы, не вмешиваясь в эту борьбу и не задаваясь вопросом о социально-экономическом строе будущего человечества, высказывали свои соображения — на основе наблюдаемых тенденций — о перспективах развития промышленности и сельского хозяйства, транспорта и средств связи, здравоохранения и народного образования, градостроительства, культуры и т. д. Классической в этом отношении явилась книга Г. Уэллса «Предвидение о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль» (1901). На протяжении целого столетия, вплоть до 60-х годов нашего века, такого рода произведения, умножаясь в числе, составили так называемую «раннюю» футурологию, предшествовавшую современной.

Похожие записи:

  1. Состояние и распределение земельных ресурсов мира

Метки: ,