ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Как было сказано выше, острота экологической проблемы обнаружилась сравнительно недавно. Форсированное развитие промышленного производства конца XIX— начала XX в. привело к заметному росту давления человека па окружающую его природную среду. Когда же после второй мировой войны научно-технический прогресс принял форму научно-технической революции (НТР), воздействие общества на природу приобрело громадный характер, оно начало выходить в космос, за пределы Земли. А это означает, что от того, как человечество в ближайшие 50 лет организует производство, зависит, сохранится или необратимо нарушится подвижное равновесие между обществом и природой. Если произойдет последнее, то создастся ситуация, когда человечеству придется думать о том, чтобы сохранить себя как вид. Где же выход?

Знаменитый путешественник и исследователь морских глубин капитан Жак- Ив Кусто говорит: «Я не оптимист и не пессимист. Гены всех видов живой природы запрограммированы гак, что выживание вида в целом обеспечивается лучше, чем выживание отдельного индивида… Что касается человека, то… его эгоистические интересы как бы извращают нашу биологическую тенденцию: предпочтение отдается интересам индивида, даже если это ставит под угрозу жизнь всего вида. Тут есть от чего стать пессимистом». Действительно, стремление частного бизнеса- любыми путями получить большую прибыль приводит к тому, что капиталисты, применяя всяческие уловки, пытаются избежать расходов на строительство очистных сооружений. Когда же под давлением общественности им это не удается, такое строительство ведется со значительными отступлениями от установленных норм, несмотря на вредные последствия для здоровья и самочувствия огромного числа людей. Но особенно варварское отношение к природе проявляет империализм при использовании достижений науки в военной области. Так, во время своей агрессивной войны против социалистического Вьетнама американские войска проводили «эксперименты» с так называемым «геофизическим» оружием. Они «исследовали» ею возможность создавать огромные приливные волны типа цунами и ливни, которые разрушали дамбы и плотины. По сообщениям иностранной печати, этот вид оружия, активно воздействуя на литосферу, гидросферу, атмосферу Земли, способен вызывать искусственные землетрясения, изменять климат в определенных районах земного шара, вызывать разрывы в озонном слое атмосферы и т. п. Оценивая все эти явления, Генеральный секретарь Коммунистической партии США Гэс Холл в своей книге «Экология: способно ли человечество выжить при капитализме?» пишет: «Сегодня мир стоит перед выбором: либо капитализм, либо продолжение жизни».

Научные основы решения этой проблемы дает марксистско-ленинская теория. Она определяет, что экологическая проблема представляет собой проблему социальную, хотя и порожденную непосредственно научно-техническим прогрессом. К. Маркс писал, что только обобществление основных средств производства позволит ассоциированным производителям рационально регулировать свой обмен веществ с природой, поставить его под свой общий контроль, вместо того, чтобы он господствовал над ними как слепая сила (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.. т. 25, ч. II, с. 387). Таким образом, ликвидация различных социальных антагонизмов, присущих капиталистической формации, и становление новой коммунистической цивилизации является первой необходимой предпосылкой преодоления эколого-кризисных явлений и создания гармонических отношений между человеком и природой.

Социализм, являющийся этаном на пути к этой цивилизации, устраняя свойственный капитализму антагонизм между обществом и природой, еще не снимает всех противоречий между ними. Возникновение новой цивилизации — процесс длительный. О существовании ее можно говорить лишь тогда, когда она в состоянии создать ценности, отличные от ценностей, произведенных другими социально-культурными общностями, и представляющие вклад в поступательное развитие человечества. Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало формированию на Земле нового типа цивилизации — коммунистической.

В нашей стране, в братских странах социализма сложился и продолжает свое развитие высший на сегодняшний день тип цивилизации, коренным образом отличающийся от всех предшествовавших как по условиям своего возникновения и развития, так и по своей направленности и характеристике. Каковы ее основные черты?

Во-первых, эта новая цивилизация складывается не стихийно, а целенаправленно и планомерно, без спадов и кризисных явлений, при активном участии народных масс. В центре всех процессов ее формирования стоит рабочий класс, а руководящей и направляющей силой является Коммунистическая партия. Во-вторых, формирование коммунистической цивилизации отличается и качественно новыми условиями, в которых протекает жизнь людей, наполнением их жизнедеятельности новым содержанием, новой системой социальных целей и нравственных ориентиров. При этом главной ценностью в обществе впервые становится сам человек. В капиталистическом мире, напротив, достижения цивилизации в основном ориентированы на обслуживание довольно узкого круга привилегированных людей. Широкие же народные массы остаются обделенными плодами мировой культуры. «Буржуазная цивилизация принесла все свои роскошные плоды. Америка заняла первое место среди свободных и образованных стран по высоте развития производительных сил человеческого объединенного труда, по применению машин и всех чудес новейшей техники. Америка стала вместе с тем одной из первых стран по глубине пропасти между горсткой обнаглевших, захлебывающихся в грязи и роскоши миллиардеров, с одной стороны, и миллионами трудящихся, вечно живущих на границе нищеты, с другой» {Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 37, с. 49). Эти слова были написаны В. И. Лениным в 1918 г.

С тех пор пропасть между нищетой и богатством углубилась еще больше. Так, во Франции, например, одна десятая французских семей владеет 60% национального богатства, в то время как на долю половины французских семей приходится лишь 5,5% национального богатства. В США блеск и нищета еще разительнее. В новой цивилизации осуществление общественного прогресса впервые происходит не за счет трудящихся, а ради них.

Наконец, новизна коммунистической цивилизации состоит и в том, что если раньше в рамках одной формации существовал ряд цивилизаций, то по мере развертывания последней общественно-экономической формации в ее рамках будет формироваться единая мировая коммунистическая цивилизация. Это очень важно, поскольку экологические проблемы являются глобальными проблемами современности. Поэтому окончательное преодоление негативных воздействий производственной деятельности людей на среду их обитания возможно лишь в условиях единой всечеловеческой цивилизации. Только коммунизм, писал К. Маркс, даст «действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 116). Поскольку окружающая среда предстает перед человеком как единая система, то и осуществлять не только бескризисное, но и облагораживающее воздействие на нее может лишь общество как единая система. Таким образом, еще одной необходимой предпосылкой появления улучшающейся природной среды является постепенное формирование единой мировой коммунистической цивилизации.

Сегодня на нашей планете создаются все необходимые материальные и духовные предпосылки для формирования всемирной коммунистической цивилизации. Выход социализма за рамки одной страны, образование мировой социалистической системы, ее дальнейшее расширение — все это зримые рубежи становления такой цивилизации. Дальнейшее совершенствование производственных отношений, социально-классовой структуры и политической системы социалистических стран, достижение более высокого, чем в развитых капиталистических странах, уровня жизни населения будут способствовать тому, что социализм распространится не только на развивающиеся страны, но и на большую часть капиталистического мира. И тогда в рамках современной эпохи осуществится победа новой цивилизации во всемирном масштабе.

Построение коммунистического общества означает, что каждому человеку будут предоставлены материальные и культурные блага по его растущим потребностям, индивидуальным запросам и вкусам. Такой достаток и разнообразие могут быть обеспечены только за счет высокого уровня развития производительных сил, достигнутого на основе постоянного совершенствования науки и техники. Но как раз всестороннее использование их в целях интенсификации экономики и является главной причиной нарушения экологического равновесия. Как же все-таки совместить достижение коммунистического идеала с гармонизацией отношений общества и природы? Каковы экологические контуры грядущей цивилизации?

Выше уже было сказано, что общими исходными предпосылками этого являются устранение социальных антагонизмов и построение социалистического общества. Введение плановых основ хозяйствования позволяет впервые поставить управление экономическим, социальным и духовным развитием на научную основу в масштабах одного, а затем и системы однотипных хозяйств.

Однако важна не только возможность планового развития всего народного хозяйства, но и его направленность, т. е. в чьих интересах оно осуществляется. Устранение частной собственности и развитие общества на коллективистских началах постепенно сглаживает социальные противоречия, ведет к установлению единых интересов как между отдельными классами и социальными группами, так и между личностью и обществом в целом. В этих условиях НТР обретает верное, отвечающее интересам человека и общества направление. Руководствуясь программным требованием — все во имя человека, все для блага человека, социализм направляет достижения науки и техники по этому пути. Тем самым из средства, деформирующего отношения между обществом и природой, они превращаются в орудие их возрастающей гармонизации. Причем именно возрастающей! Коммунистической цивилизации присуще стремление не только сохранить природу, но и улучшить ее, создать соответствие между сформированной средой обитания и жизненными потребностями людей.

Метки: ,