ЧЕЛОВЕК И ЕГО БУДУЩЕЕ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ-1

Марксистский подход к проблеме человека и его будущего принципиально отличен от всякого рода биологизаторских, неоевгенических и других идей о создании якобы нового «сверхчеловека». С помощью этих идей пытаются увести общественную мысль от основного и главного — социальной деятельности во имя освобождения и развития человека. Марксизм исходит из того, что будущее человека возможно на пути построения социализма и коммунизма, «что человек— главная ценность общества», а развитие богатства человеческой природы является его «самоцелью». Именно коммунизм открывает перспективу создания «для всех людей таких условий жизни, при которых каждый получит возможность свободно развивать свою человеческую природу, жить со своими ближними в человеческих отношениях…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 554). Тем самым решается подлинно общечеловеческая задача, и род людской утверждает себя в неограниченной перспективе развития.

Каким будет человек в этом истинно человеческом обществе? Мыслители разных эпох пытались ответить на этот вопрос, и марксизм, наследуя многовековую традицию, создал социальный идеал человека будущего, не детализируя, однако, этот идеал, так как диалектике — «душе марксизма» — вообще чужды всякого рода утопические построения. Но марксизм делает больше — он дает общетеоретическую основу и метод исследования человека будущего, опирающийся на анализ реальных тенденций прошлого и современности. И в этом смысле мы говорим о коммунистическом идеале человека как о научно установленной цели, позволяющем научно определять пути к этой цели.

Вместе с тем сам подход марксизма к данной проблеме радикально отличается от всех предшествующих. Превращение социализма из утопии в науку было тесно сопряжено с отказом от самой попытки конструировать образ человека будущего во всех его конкретных деталях. Речь могла идти теперь только о научном определении общих, принципиальных особенностей человека коммунистического общества, обусловленных социально-экономическими и культурными предпосылками, которые создаются на основе теории научного коммунизма. Дело в том, что экстраполяция в будущее осуществляется марксизмом исходя из научно обоснованных теоретических и практических предпосылок, в первую очередь из общего понимания сущности человека. Это означает, следовательно, что человек будущего, согласно марксистской концепции, представляет собой прежде всего совокупность всех общественных отношений, которые характеризуют коммунизм как общественно-экономическую формацию, как новый тип цивилизации.

Человек будущего — это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий вместе с тем наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека, его духовного и физического совершенства. И именно как личность, с ее неповторимым своеобразием, уникальностью индивидуального, человек утверждает себя как существо общественное.

Марксизм подчеркивает, что человек может проявить свою индивидуальность и вообще обособиться в качестве индивидуальности в обществе только в ходе его прогрессивного развития. Человек, отмечал К. Маркс, «не только животное, которое только в обществе и может обособляться»; «чем дальше назад уходим мы в глубь истории, тем в большей степени индивид, а, следовательно, и производящий индивид, выступает несамостоятельным, принадлежащим к более обширному целому…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 18). Становление личности в истории — это процесс все более полной и адекватной реализации сущностных сил человека. Соответственно разные периоды общественно-исторического развития характеризуются и как этапы на пути к этому единству, как процесс преодоления разрыва между сущностью и существованием человека.

В исторической перспективе марксизмом утверждается образ человека, наделенного многообразными способностями, творческого, деятельного, активного; это человек с ярко выраженной индивидуальностью.

Сегодня нередко можно услышать, что человек якобы исчерпал свои силы и возможности и что ему на смену должен прийти другой тип человека— пассивно- созерцательного, стремящегося вернуться назад, в «лоно природы», и слиться с ней в некой нерасчлененной гармонии. Только так якобы он может обрести истинную свободу. Однако это противоречило бы самой сущности человека, которая выражается в целесообразной деятельности. Ведь человек «свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность…» (Мирке К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 145). Вместе с тем, «как само общество производит человека как человека, так и он, — считал Маркс, — производит общество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 159).

Развитие деятельной природы индивида в ходе исторической практики, через общественную связь с другими индивидами, через общение и приобщение, опосредованное предметами и символами, к человеческой культуре подразумевает прежде всего усиление творческих возможностей человека, его самореализацию как субъекта и объекта истории. Основной целью является для нас коммунистический идеал всесторонне развитой личности.

Какие основные черты, качества включает в себя этот идеал?

Прежде всего, научное мировоззрение и коммунистическое отношение к труду как основной сфере свободной реализации своих способностей и дарований, высокую и разностороннюю ориентированность в производственных процессах и подготовку к ним, творческое отношение к своей деятельности. Коммунистический идеал личности предполагает высокий общеобразовательный уровень, общекультурное развитие; он включает в себя ряд социально-нравственных и психологических качеств: дисциплину и самодисциплину в трудовых процессах и за их пределами, следование правилам и нормам коммунистического образа жизни, правильно сформированные потребности, честность, скромность, коллективизм, гражданственность, доброту, принципиальность и смелость, общественную активность и ответственность, физическое совершенство и благородство чувств.

Разумеется, перечисленные качества далеко не исчерпывают коммунистический идеал гармонически, всесторонне развитой личности. Пути ее формирования многообразны и сложны, и все новые и новые качества ее открываются в процессе становления коммунистической цивилизации. Поэтому вряд ли сегодня можно предугадать многие неизвестные человеческие ценности, которые завтра приобретут существенное значение в жизни человечества. Однако основные, принципиальные черты и качества коммунистического идеала человека определены марксистско-ленинской теорией, и из них мы исходим в процессе коммунистического воспитания.

Развитие нового общества, задачи, решаемые на современном его этапе, не отменяют эти идеалы, а наполняют их жизненным содержанием, придают им практическую направленность. К тому же люди, наделенные многими качествами, присущими коммунистическому идеалу личности, уже есть и их много. Пусть не у каждого из них эти качества проявляются в равной мере сильно и ярко, но они свидетельствуют о реальности процесса формирования нового человека. Это люди большой творческой, созидательной силы, люди чести, высокой морали и деятельной доброты. Они наследуют и развивают — не через гены, а в социальных формах — все лучшее, что создано человечеством на протяжении истории. Черты этого идеала человека будущего мы находим в людях, не только живущих сегодня, но и живших в прошлом, и они напоминают нам о том, как красив и благороден человек, какими должны быть все люди завтра. Они воплощают в себе все истинно человеческое в человеке, его подлинные возможности.

Это со всей силой подчеркивает историческую обусловленность, жизненность и перспективность коммунистического идеала человека. Коммунисты с презрением отвергают поэтому старые и новые буржуазные мифы, намеренно искажающие коммунистический идеал человека, приписывающие ему многие отталкивающие черты в духе представлений «казарменного коммунизма» и пр. Коммунистический идеал не имеет с этими домыслами ничего общего, он утверждает истинно гуманистический образ человека во всей полноте его общественных и индивидуальных проявлений; причем он не только не противопоставляется лучшим чертам общечеловеческого идеала, но в исторической перспективе совпадает с ним, как совпадает сама перспектива коммунизма с общей исторической судьбой всего человечества.

Имея перед собой цель, великую историческую перспективу, соотнося с нею актуальные задачи современного развития, социалистическое общество строит свою политику как в экономической и социальной областях, так и в сфере формирования нового человека.

Приступая к решению этой всемирно- исторической задачи, советские коммунисты столкнулись с комплексом новых теоретических проблем, связанных с определением конкретных путей и форм воспитания нового человека, с необходимостью преодоления вековых предрассудков и традиций, культурной отсталости и недоразвитости, униженности людей труда, которые они унаследовали от прошлого. Практика открыла многое, что оказалось непредвиденным в теории; она столкнулась с трудностями, казавшимися ранее легко преодолимыми. В диалектическом взаимодействии теории и практики и развивалась марксистско-ленинская концепция человека в его связи с обществом, идущим по пути к коммунизму, формировался новый человек — продукт этого общественного развития и его главная движущая сила.

Проблема формирования нового человека — центральная во всем деле коммунистического строительства. В конечном счете от этого зависят все наши успехи и в экономической, и в социальной, и в культурной областях. С другой стороны, формирование нового человека объективно обусловлено уровнем производства, характером труда, социальными отношениями и культурным уровнем людей.

Наша страна, находящаяся на этапе развитого социализма, имеет теперь все возможности для решения социально- экономических, политических и культурно-идеологических задач огромнейшего масштаба, о чем ранее приходилось только мечтать. Формирование нового человека является поэтому реальной практической задачей, решение которой обеспечивается дальнейшим развитием социалистической экономики и культуры, постоянно возрастающим удовлетворением материальных и духовных потребностей трудящихся, прогрессивными изменениями в социалистическом образе жизни.

К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что, «какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами». Это значит, что социалистические отношения создают новые условия связи общественного и личного, при которых исчезает противопоставление личности и общества. Оценка личности по ее делам, совершенным для общества, является неотъемлемым атрибутом социалистического образа жизни. Это, однако, не приводит к нивелированию людей, а, наоборот, создает условия для проявления индивидуальности в рамках общества. Социализм все более полно реализует единство всех сфер образа жизни человека, их гуманистическое содержание.

Однако и при социализме возможно проявление определенных противоречий, хотя и неантагонистических, например, между методами, связанными с необходимостью централизованного управления хозяйством, и максимальной реализацией возможностей свободного и всестороннего развития каждой личности. Это может происходить, в частности, при недостаточном согласовании задач оптимального экономического программирования с ценностно сформулированными целями развития человека и условий его жизнедеятельности. Естественно также существенное различие между формами организации производственно-трудовой и внепроизводственной (условно говоря, бытовой) сфер жизнедеятельности людей. Если для первой характерен трудовой коллектив, то для второй — семья, неформальное общение, хотя природа общественных отношений сотрудничества и товарищеской взаимопомощи делает и здесь основное содержание отношений между людьми качественно новым, коллективистским.

Эта принципиальная особенность социалистического образа жизни накладывает свой отпечаток на все сферы общественной жизни при социализме. В каждую из них вносятся высокие гуманные цели, которые соответственно ориентируют и материальное производство, и социальные отношения, и развитие науки и техники, и культуры социалистического общества в целом. В диалектическом взаимодействии этих сфер бытия заключена возможность решения проблемы человека и как главной производительной силы общества, и как социально активной личности, оказывающей существенное влияние на будущее того общества, в котором она живет и действует.

Основная сфера проявления сущностных сил человека — его труд, и, следовательно, одним из важных условий развития человека как работника является преобразование технической основы его трудовой деятельности, повышение ее содержательности, насыщение ее творческими элементами. Этому способствует сама атмосфера общественного производства в условиях социализма. В свое время Ф. Энгельс отмечал, что «общее ведение производства силами всего общества и вытекающее отсюда новое развитие этого производства будет нуждаться в совершенно новых людях и создаст их… Промышленность же, которая ведется сообща и планомерно всем обществом, тем более предполагает людей со всесторонне развитыми способностями…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 335).

Ныне уже ясны основные черты такого преобразования производства, при котором на долю человека останутся функции управления, а центр тяжести рабочего процесса будет все больше переноситься на подготовительную фазу — конструирование, проектирование, планирование, прогнозирование, что, несомненно, связано с развитием творческих способностей человека. В этих условиях возрастает роль инженерного труда, применение в производстве результатов фундаментальных естественных и технических наук. Такая перспектива вырисовывается все реальнее, хотя структура современного производства пока еще далека от этого. Исходя из научно обоснованной перспективы и строится конкретная политика в области экономики и социального развития, в подходе к проблемам формирования нового человека.

В решении этих проблем основополагающее методологическое значение сохраняют теоретические положения К. Маркса. «Сбережение рабочего времени, — писал он, — равносильно увеличению свободного времени, т. е. времени для того полного развития индивида, которое само, в свою очередь, как величайшая производительная сила обратно воздействует на производительную силу труда. С точки зрения непосредственного процесса производства сбережение рабочего времени можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. И, с. 221).

На первый план в практическом решении данной проблемы выступает систематическая работа по повышению уровня образования и профессиональной квалификации трудящихся, причем рост этого уровня должен опережать по своим тем

пам внедрение новой техники и технологии. Должны дополнительно стимулироваться и процессы нарастания научно- технического прогресса. Как показывают подсчеты экономистов, подготовка квалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства, образованных и культурных работников материального производства — одна из наиболее выгодных статей вложения материальных ресурсов. От уровня образования и профессиональной квалификации трудящихся, как правило, прямо зависит эффективность их трудовой деятельности, выполнение ими производственных нормативов, повышение качества продукции, их участие в рационализации производства и т. д.

Еще в конце прошлого века В. И. Ленин писал, что «нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 485). В современных условиях это положение особенно актуально. В СССР в настоящее время развернута сеть учебных заведений, которые готовят специалистов, сочетающих в себе широкие теоретические знания, высокий уровень профессиональной подготовки, способность к самостоятельному повышению своего общего и специального образования.

Похожие записи:

  1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО БУДУЩЕЕ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ
  2. Проблема взаимоотношения общества и природы в современной науке.
  3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ-1
  4. Продовольственная проблема и пути ее решения

Метки: ,