НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА.

К глобальным относятся и проблемы демографии, продовольствия, природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, которые принято рассматривать в качестве самостоятельных. Однако их самостоятельность условна, так как, в конечном счете, они сводятся к проблеме взаимоотношения человека и его природной среды.

Современная научно-техническая революция вооружила человека невиданными до сих пор мощью и средствами воздействия на природу, что приводит к определенным напряжениям во взаимоотношениях общества и природы. В осознании влияния научно-технической революции на взаимодействие общества и природы и прогнозировании его перспектив в современной науке существует целый спектр взглядов, начиная от бодро-оптимистических и кончая мрачно-пессимистическими.

Развитие взглядов на отношения человека и природы.

Естественные истоки проблемы взаимоотношения человека и окружающей его природы коренятся уже в животном царстве, так как любая популяция вступает в сложные отношения со средой своего обитания. В процессе своей жизнедеятельности популяция не только воздействует на среду и изменяет ее, но и сама испытывает ее влияние. Однако эти отношения не носят целенаправленного характера, они стихийны, в их основе лежит слепая необходимость удовлетворения естественной потребности в пище. Подобное отношение животного к среде своего обитания было названо Ф. Энгельсом «хищническим хозяйством», роль которого в последующем превращении обезьян в людей была им раскрыта в «Диалектике природы». На определенном этапе развития нашей планеты в силу той или иной причины произошло довольно резкое изменение природных условий, и почти вся биологическая жизнь отреагировала на это изменение пассивно, за исключением породы человекообразных обезьян — далеких предков людей, реакция которых была активной и представляла собой хотя и очень примитивную, но трудовую деятельность.

На начальном этапе выделения человека из царства природы его предметная деятельность носила ограниченный характер и была связана с использованием непосредственно природных предметов. В этот период окружающей среде человек «…противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 188—189).

С возникновением человека природа становится объектом его деятельности, а так как предметная деятельность представляет собой исходный пункт мышления — то и объектом познания. «Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления, — писал К. Маркс, — является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 545). Следовательно, возникновение мышления представляет собой результат общественной предметной деятельности, результат включения природных сил и процессов в эту деятельность. С момента целенаправленного воздействия на природную среду человек вступает на путь познания, и степень изменения, подчинения природных сил его специфическим интересам определяет степень развития человеческого мышления, т. е. формы познания с самого начала определялись формами овладения природой.

Первобытный человек благодаря трудовой деятельности начал выделяться из природы, однако средства его воздействия, степень изменения им природы еще настолько незначительны, что он пока не может в своем мышлении противопоставить себя природе. Но уже здесь человек выделяет предметы окружающей его природы как нечто отличное от него.

Это было начальным моментом воздействия человека на природу, соответственно и начальным моментом становления его мышления, в котором природа фиксировалась в ее нерасчлененности, в ее непосредственной данности. И хотя человек уже начал выделять себя из окружающей его природы, однако она настолько могущественна, что его воздействие на нее незначительно в сравнении с ее силами. Представление о том, «что первобытный человек получал необходимое, как свободный подарок природы, — это глупая побасенка… — писал В. И. Ленин. — Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 5, с. 103).

Вполне закономерно, что в этих сверх экстремальных условиях первобытный человек в силу примитивности своей трудовой деятельности осознает себя одним из множества элементов не расчлененной в его сознании природы, а все другие явления и предметы окружающей природы воспринимает в их «способности» действовать на человека, в их «функции» удовлетворять его насущные потребности или противодействовать ему. Сознание первобытного человека направлено не на выявление качественной определенности явлений и предметов (это для него пока еще излишняя роскошь), а на определение их «функций» по отношению к человеку, их действия на него, в чем, по всей видимости, и скрываются корни так называемого «функционального» характера мышления первобытного человека.

Особенности «функционального» мышления первобытного человека легли в основу мифологии, представляющей собой первую в истории человечества попытку осмысления отношения человека к природе, его места в ней. Поскольку человек обладает очень незначительной суммой знаний и в то же время у него велико желание получить ответы на интересующие его вопросы, то ответы эти неизбежно должны быть даны в фантастической форме.

Единственная устойчивая «вещь», знаниями о которой, хотя и примитивными, он располагает, — это он сам. Именно поэтому в основу всей своей системы миропонимания он кладет себя, человека. Отсюда и антропоморфизм в объяснении природных явлений, так как мерилом всего выступает человек. Именно поэтому в мифологии проблема взаимного отношения человека и природы решается в его пользу. В центре мироздания находится  человек, природа пронизана не своими, природными, а человеческими отношениями, она представляет инобытие человека, дополняет его. Природа как бы растворена в человеческих отношениях и не представляет собой самостоятельной, свободной от человека реальности.

Метки: , , , , , , , , ,