СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ-4

Таким образом, тенденции развития этой глобальной проблемы не становятся  успокаивающими, несмотря на достижения НТР, и ждать «автоматического» ее  решения вовсе не приходится. В этих условиях «одной из важнейших задач дальнейшей борьбы человечества со стихийными природными бедствиями является широкий обмен национальным научным и техническим опытом… а также широкое распространение — в интернациональном масштабе — взаимной национальной информации о научных основах и технических методах изучения, предупреждения и защиты от стихийных бедствий». Но нельзя и приблизиться к решению проблемы одними техническими средствами, без экономического и социального планирования. Разумеется, причиной стихийных катастроф являются природные процессы, происходящие во всех регионах земного шара, однако очень многое в предотвращении их разрушительных последствий для жизни общества и в ликвидации этих последствий зависит от характера общественного строя.

Япония, например, является классическим примером массового «вторжения» населения в особо опасные районы. Территориальная гиперконцентрация населения и промышленности в пределах Тихоокеанского промышленного пояса, протянувшегося почти на 1000 км и включающего крупнейшие промышленные агломерации — Токио — Иокогама, Тюкё, Осака — Кобе и Китокюсю, безусловно, усиливает все опасности стихийных бедствий и уязвимость населения. В 70-х годах был выдвинут план под широковещательным названием «Концепция преобразования Японских островов», предусматривавший перемещение промышленности, наносящей общественный ущерб, из крупных агломераций в сельскую местность, превращение «районных городов» на окраинах и в малоосвоенных районах в важные центры регионального развития, дальнейшее усовершенствование как промышленной, так и социальной инфраструктуры.

План был признанием порочности всей предыдущей государственно-монополистической политики, он был вызван и острой необходимостью борьбы с загрязнением окружающей среды. Косвенно некоторая децентрализация способствовала бы и сокращению ущерба от стихийных бедствий. План был признанием порочности всей предыдущей государственно-монополистической политики, он был вызван и острой необходимостью борьбы с загрязнением окружающей среды. Косвенно некоторая децентрализация способствовала бы и сокращению ущерба от стихийных бедствий. Однако в стране и дальше продолжается процесс «расползающейся концентрации», более того, широкое строительство крупных промышленных комплексов на намывных территориях и искусственных островах еще больше увеличивает опасность гибели людей и материальных ценностей.

Японский пример показывает взаимосвязь трех проблем: борьбы со стихийными бедствиями и предотвращения ущерба от них, борьбы с загрязнением природной среды и проблемы регионального планирования. Понятно, что сколь либо полное региональное планирование невозможно в условиях капиталистического общества, но не «срабатывают» и отдельные локальные программы, направленные на предотвращение ущерба от стихийных бедствий.

Типичен в этом плане пример крупнейших городских агломераций Калифорнии, часто подвергающихся землетрясениям. Крайне низкой оказалась информированность населения об этих периодически повторяющихся бедствиях: при одном из опросов в Сан-Франциско выяснилось, что 78 % вообще отказываются говорить о возможном землетрясении, 20 % опрошенных заявили, что вообще не знают, будет ли когда-либо новое землетрясение. Представители Массачусетского технологического института — одной из крупнейших «фабрик мысли» на Западе — объясняли это нежелание информировать население так: «Не будут ли негативные последствия заблаговременного прогноза землетрясения страшнее для экономики, чем само землетрясение? Не станет ли постоянной региональная безработица, например, в строительной промышленности, которая приведет к почти полному прекращению работ на основе прогноза о предстоящем землетрясении, или она компенсируется ростом в других районах?» Средства массовой информации США обошло сообщение о том, что калифорнийский сейсмолог Дж. Уиткомб за год предсказал землетрясение в области так называемого «Калифорнийского пузыря» севернее Лос-Анджелеса, примерно определив его силу в 5,5—6,5 балла по шкале Рихтера. Некоторые политики из городского парламента Лос-Анджелеса пришли к идее… привлечь Уиткомба и любого другого, кто позволит себе подобные предсказания в будущем, к суду, вменив им в вину падение цен на земельные участки.

Не лучше и некоторые практические меры… В 60-х годах управление строительства в Лос-Анджелесе приняло решение обязать под угрозой закрытия перестроить по современным сейсмическим нормам здания кино и театров (а это требовало вложить дополнительно 85 % их тогдашней стоимости). Однако под нажимом киноиндустрии Голливуда это требование было взято обратно. В 1971 г. здания кино и театров, о которых шла речь, рушились как карточные домики в радиусе 20 км от эпицентра землетрясения. В 1980 г. городской совет Лос-Анджелеса наметил рассчитанную на 15 лет программу по укреплению и сносу 8 тыс. зданий, которые считаются ненадежными в случае новых землетрясений. Программа обязывает домовладельцев израсходовать 750 млн. долл. на укрепление принадлежащих им зданий, и именно поэтому они выступили против программы…

Не всегда эффективной оказывается и система предупреждения населения. Цунами, возникшее в результате землетрясения в Чили (1960 г.), достигло берегов Японии через сутки после землетрясения, но предупреждение населения последовало лишь после того, как цунами уже начало крушить побережье.

Вся научная работа, все достижения НТР имеют полный смысл в случае возможности их использования в не ограниченных никакими социальными преградами масштабах, а таких достижений в последние годы накоплено достаточно много.

Несколько лет назад член-корреспондент АН СССР С. Федотов опубликовал «расписание» предстоящих сильных землетрясений на Камчатке и Курилах. Метод был основан на тщательном статистическом анализе всех известных данных о землетрясениях, происходивших в течение многих лет в этих районах. Сначала этот прогноз выполнялся настолько точно, что сам автор говорил: «Мне даже страшно». Однако с течением времени расхождения между «запланированными» и фактическими сроками землетрясений в этих районах стали, как будто увеличиваться.

Сейсмическая служба СССР накопила огромный материал в этом плане, в ее системе были впервые разработаны и осуществлены принципы сейсмического районирования. В 1965 г. Академия наук СССР утвердила проект Единой системы сейсмических наблюдений в СССР (ЕССН), состоящей из сети станций. Сейчас ЕССН включает 60 опорных и 155 региональных сейсмических станций (первые — для изучения сильных землетрясений, вторые — для исследования сейсмического режима и строения земной коры). Эта система связана с международным сейсмологическим центром в Англии и с 300 сейсмологическими организациями в мире. 4 марта 1977 г., когда началось землетрясение в Карпатах, эта система «сработала» предельно четко. По свидетельству академика М. А. Садовского, через 20 минут после звонка тревоги на станции «Москва» и в сейсмической обсерватории в Обнинске собрались специалисты, зарегистрировавшие землетрясение в Карпатах. Для современной научно-технической революции характерна цепочка «наука—производство»; она четко прослеживается и в оперативном внедрении достижений науки в практику борьбы со стихийными бедствиями. На ряде ГЭС в сейсмически активных восточных районах, при сооружении БАМа это внедрение позволило значительно уменьшить опасность разрушений при землетрясениях.

В Советском Союзе успешно работают службы оповещения о цунами, о наводнениях, о грязевых потоках — селях, но решающее значение имеют мероприятия по устранению некоторых стихийных бедствий. К их числу относятся зарегулирование стока рек, создание защитных сооружений, в частности таких уникальных как 100-метровая плотина в районе Алма-Аты для задержания опустошительных селей. Примером крупнейших мер превентивного порядка, нацело исключающих угрозу определенных стихийных бедствий, является строительство сооружений защиты Ленинграда от наводнений протяженностью 25,4 км.

Борьбе со стихийными бедствиями в международном масштабе посвящен и целый ряд документов и соглашений. К их числу относятся Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, соглашение между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, где предусмотрено изучение влияния изменений в окружающей среде на климат и предсказание землетрясений, работа ЮНЕП и других организаций ООН.

Похожие записи:

  1. СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ-3
  2. СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ-2
  3. СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ-1

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,