ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО НАСЕЛЕНИЯ-3

По данным МОТ, в 70-х гг. в не социалистических странах Азии относились к категории полностью безработных, т. е. лиц, не имеющих работы и зарегистрированных как «ищущие работу», около 4% рабочей силы. Число же «не полностью занятых», т. е. тех, кто работал неполное рабочее время и искал дополнительное занятие или получал за свой труд недостаточный для жизни доход, оценивалось в размере около 40% рабочей силы (в том числе в городах почти % городской рабочей силы). Но даже эти впечатляющие цифры не в полной мере отражают действительную картину, поскольку большое число трудоспособных людей, пребывающих в глубокой бедности, даже не пытается искать работу в силу социальной придавленности, невежества, косных традиций и т. п.

Вместе с иждивенцами они образуют обширную категорию населения, которая является пассивом для экономической жизни страны, так как практически не участвуют в ней ни в качестве производителей, ни даже как налогоплательщики. Почти 9/10 не полностью занятых и две трети безработных находится в сельской местности, и это представляет особенно важный аспект рассматриваемой проблемы.

При сохранении в большинстве развивающихся стран нынешних темпов, а главное — нынешней структуры экономического роста размеры безработицы и неполной занятости будут и дальше увеличиваться из-за быстрого умножения экономически потенциального активного населения. Поскольку армия наемного труда пополнялась молодежью примерно втрое быстрее, чем происходило ее сокращение в результате смертности лиц в трудоспособном возрасте, постарения и других причин, требуются новые рабочие места примерно для двух третей молодых людей, впервые вступающих на арену трудовой деятельности. Ожидаемое увеличение численности экономически активного населения в развивающихся странах с 1,1 млрд. человек в 1975 г. до 1,9 млрд. в 2000 г. означает, что за последнюю четверть века здесь требуется создать дополнительно около 800 млн. новых рабочих мест, что пока является для большинства стран непосильной задачей.

Таким образом, в количественном отношении воспроизводство рабочей силы в развивающихся странах далеко превосходит существующие возможности ее эффективного производственного использования, тогда как в качественном отношении оно все более отстает от потребностей развивающейся экономики.

В условиях социально-экономической и культурной отсталости семейное воспитание детей, как правило, ограничивается узкими рамками внутриобщинных хозяйственных интересов, традиционных правил и суеверий, лишающих человека творческой инициативы и свободы выбора. Что же касается школьного образования, необходимой основы культурной революции, то оно фактически, а во многих странах и юридически все еще не стало обязательным и потому пока не вызвало принципиальных изменений в традиционной структуре потребностей подавляющего большинства крестьянских семей и, следовательно, в их традиционном демографическом поведении. Более того, и в области образования демографические факторы осложняют решение задачи.

Поскольку органы просвещения во многих случаях не успевают удовлетворять соответственно возрастающие потребности в школьных помещениях и школьном оборудовании, учебных пособиях и учителях, качество обучения ухудшается и все дальше отодвигаются сроки введения всеобщего школьного образования. За период 1975—2000 гг. в развивающихся странах появятся дополнительно 278 млн. детей в возрасте 5—14 лет (в том числе 128 млн. в Южной Азии), из числа которых значительная часть может остаться за порогом школы даже при быстро расширяющейся системе образования. По этой причине, несмотря на большие успехи, достигнутые в деле народного образования со времени освобождения, число неграмотных взрослых в развивающихся странах продолжает увеличиваться. Отрицательно сказывается на качественной характеристике рабочей силы хроническое голодание широких слоев населения развивающихся стран, что является еще одним проявлением проблемы бедности.

Ускоренный рост населения при сохранении в экономике развивающихся стран обширного сектора с застойным традиционным производством и архаичными общественными отношениями способствует тревожному углублению разобщенности все большего числа трудоспособных людей со средствами производства. Они лишаются своей главной общественной функции — воспроизводства жизни посредством труда, оказываются вне сферы трудовой деятельности, составляющей основу процесса формирования трудовых ресурсов и всего общественного развития в целом, а индивидуальное потребление этой части населения становится недостаточным для воспроизводства полноценной рабочей силы.

В этой обстановке еще более неотложной становится задача последовательного осуществления коренных преобразований отсталой общественной структуры этих стран в интересах широких народных масс, с тем чтобы обеспечить социальную справедливость и максимальную мобилизацию всех внутренних средств, прежде всего наиболее полное использование трудовых ресурсов. Решающее значение имеет осуществление аграрной реформы, подкрепляемой производственным кооперированием и опирающейся на индустриализацию, проводимую с целью подъема сельского хозяйства и улучшения положения трудящихся. Столь же неотложными являются прогрессивные преобразования в области культуры, открывающие свободный доступ к знаниям ранее обездоленным слоям населения, а также реформы в семейно-брачных отношениях, обеспечивающие женское равноправие.

Только на такой основе возможно быстрое повышение эффективности общественного производства и только в контексте этих коренных социально-экономических преобразований возникнут реальные условия для ускорения демографического перехода от традиционного, доиндустриального типа воспроизводства населения к современному индустриальному типу.

Следует, однако, подчеркнуть, что составляющее суть такого перехода становление нового типа семьи с иными, нежели в традиционном аграрном обществе, экономическими и демографическими функциями, а потому и переориентированной на малодетность, может быть окончательно закреплено лишь в результате технического переворота во всем хозяйственном комплексе на основе развития крупной индустрии и осуществления культурной революции.

В этой связи определенная оговорка должна быть сделана по поводу появившихся в ряде стран признаков начавшегося снижения рождаемости, что со второй половины 70-х годов вызвало замедление общих для всей группы развивающихся стран среднегодовых темпов роста населения. Достигнув уровня в 1965 — 1970 гг. — 2,38%, они понизились в 1975 —1980 гг. до 2,08%, а в дальнейшем, по расчетам ООН, составят 2,04% в 1980 — 1985 гг. и 1,77% в 1995—2000 гг.

Наблюдаемая в настоящее время тенденция понижения показателей рождаемости отражает процесс демографического перехода пока лишь в той мере, в какой это затрагивает узкий современный сектор экономики. Что же касается обширного традиционного сектора, то там действуют иные факторы — обезземеливание крестьянства, бедность и безработица. Не меняя семейных идеалов многодетности, они побуждают оставшихся без средств к существованию родителей временно отказываться от новых деторождений, молодежь — откладывать браки на более поздний срок, женатых мужчин — надолго покидать семьи в поисках работы.

Определенную роль в некотором снижении рождаемости играет проводимая многими правительствами политика ограничения рождаемости в виде так называемых «программ планирования семьи». Однако за пределами современного сектора ее результаты оказываются весьма ограниченными, а главное — непрочными, легко обратимыми. Не будучи подкрепленной необходимым социально-экономическим и культурным развитием, демографическая политика даже в лучшем случае остается полумерой, а не действенным средством решения актуальных общественных проблем развивающихся стран.

Несмотря на замедление среднегодовых темпов прироста, увеличение населения продолжается во все больших размерах. В 1960—1965 гг; в развивающихся странах ежегодно в среднем прибавлялось 52 млн. человек, а в 1975—1980 гг. — уже 65 млн., и, но— прогнозам, в 1995—2000 гг. среднегодовой прирост составит 82 млн. Для сравнения можно отметить соответствующие показатели для развитых стран: 12 млн., 8 и 6 млн. И если в развитых странах за оставшиеся два десятилетия века население возрастет на 137 млн. человек, то в развивающихся странах — на 1,55 млрд.

Демографические процессы обладают большой силой инерции, поэтому демографические судьбы человечества и перспективы решения проблем мирового населения определяются уже на современном историческом этапе. И прежде всего определяются исходом борьбы народов развивающихся стран за преодоление их экономической и культурной отсталости, борьбы прогрессивных сил планеты против неоколониалистской и милитаристской политики империализма, за разоружение и переключение военных расходов на мирные цели, в частности на экономическую помощь развивающимся странам.

Только на основе антиимпериалистической, антимилитаристской борьбы, по мере ее успешного развития в мире будут складываться предпосылки для более эффективного воздействия на процессы воспроизводства и размещения мирового населения, более рационального использования мировых природных ресурсов.

Похожие записи:

  1. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО НАСЕЛЕНИЯ-2
  2. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО НАСЕЛЕНИЯ-1
  3. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО НАСЕЛЕНИЯ.
  4. ОСВОЕНИЕ МИРОВОГО ОКЕАНА В ИНТЕРЕСАХ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА-3
  5. РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ-3

Метки: , , , , , ,