ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ.

В условиях научно-технической революции все более очевидным становится единство человечества. Вместе с тем оно остается весьма сложным и многообразным. Представляя в биологическом отношении единый вид — Homo sapiens, развиваясь по общим социальным законам, человечество распадается на множество различных исторически сложившихся общностей. Среди подобных общностей людей особое место занимают образования, именуемые в повседневном языке народами, а в современной научной литературе этносами. Введение в научный оборот термина «этнос» (от греческого — ethnos — «народ») обусловлено, прежде всего, многозначностью слова «народ», под которым понимаются различные совокупности людей (толпа, трудящиеся массы, население страны и т. д.). Применение термина «этнос», позволяя избежать многозначности слова «народ», дает возможность для выражения того значения этого слова, которое оно имеет, когда речь идет о «народах мира».

При этом под этническим понимается, прежде всего, национально-специфическое, проявляющееся главным образом в языке, повседневно-бытовой культуре, в том числе в обрядах, устном творчестве, нормах поведения, а также в особенностях психического склада определенной исторически сложившейся группы людей. Одну из непременных черт такой группы представляет этническое самосознание, внешним выражением которого является самоназвание (этноним).

Собственно этнические явления тесно связаны с социально-экономическими, образуя так называемые этносоциальные общности. Их основные исторические типы: племя, народность, нация. Соответственно в этих общностях могут быть выделены две основные стороны: собственно этническая и социально-экономическая, причем определяющая роль в их функционировании принадлежит, разумеется, социально-экономическим факторам.

По самым скромным подсчетам, современное человечество унаследовало от прошлого две-три тысячи этнических общностей. При этом неравномерность всемирно-исторического процесса привела к огромным различиям между такого рода общностями как по уровню развития, так и по масштабам. Подобные различия колеблются в диапазоне между архаическими по своему характеру народностями и даже племенами, насчитывающими сегодня всего лишь тысячи, а иногда и сотни людей, с одной стороны, и многомиллионными нациями — с другой. Поскольку ныне на земном шаре насчитывается всего лишь около 170 государств, подавляющее большинство из них полиэтнично. Пестрота этнической, или, иначе говоря, национальной структуры современного человечества придает особую сложность ее динамике — этническим, национальным процессам. Эти процессы по-разному протекает в различных социальных средах: в условиях капиталистической системы и в условиях содружества стран социализма.

Для капитализма характерны проявления национальных антагонизмов, порожденных классовыми антагонизмами. Этот феномен был зафиксирован еще основоположниками марксизма (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 445). Особенно наглядно он проявляется в современном капиталистическом мире, для которого столь типичны межнациональные, межэтнические конфликты.

Принципиально иначе, чем в капиталистическом мире, протекают этнические, национальные процессы в условиях социализма. Особенно показательны в данном отношении их результаты в нашей стране, где, как известно, впервые в истории человечества успешно решен один из самых острых и сложных вопросов — национальный вопрос в том его состоянии, в котором он остался нам от прошлого. Как показывает в целом опыт многонационального Советского Союза, других стран, входящих в социалистическое содружество, социализм, ликвидируя социально-классовые предпосылки эксплуатации одной нации другой, устраняет основу межнациональных антагонизмов, стимулирует сближение наций.

Особенно бурно протекают в наше время этнические процессы в развивающихся странах. Будучи теснейшим образом связанными с социально-экономическими и политическими факторами, эти процессы имеют в каждой из таких стран свою специфику, во многом детерминированную общим направлением их развития (капиталистической или социалистической ориентацией). В свою очередь происходящие здесь этнические процессы сами оказывают значительное воздействие на остальные сферы социальной жизни.

В современных условиях этнические процессы вместе с тем приобретают глобальные черты. Это проявляется не только в их повсеместной все большей интенсификации, но и в усилении общих тенденций динамики этнических образований. В результате ныне этническая структура населения различных стран и регионов находится в состоянии непрерывного изменения. Оно обусловлено совокупными действиями разного рода факторов: социально-экономических, демографических, миграционных и т. п.

Этнические процессы — явление чрезвычайно многообразное. Поскольку под ними понимаются любые изменения этноса (народа) во времени, следует различать их эволюционную и трансформационную разновидности. Когда в этносе меняются те или иные компоненты, но не происходит смены этнического самосознания, процесс будет этноэволюционным. При изменении же самосознания процесс будет этнотрансформационным.

Этнические процессы делятся на две основные типологические группы: этническое разделение и этническое объединение. И то и другое, по-видимому, шло на протяжении всей истории человечества, однако если первое было особенно характерно для первобытной эпохи, то второе — для времени распада первобытнообщинного строя и более поздних исторических периодов.

Остановимся вначале на процессах этнического объединения, так как именно они сейчас явно преобладают. Наиболее общей чертой их является этнокультурное и языковое сближение вовлеченных лиц, нивелирование или полное уничтожение имеющихся между ними различий. Однако этнообъединительные процессы довольно разнообразны, и среди них может быть выделено не сколько типов: консолидация, ассимиляция, интеграция, этногенетическая миксация.

Консолидация представляет собой либо слияние нескольких ранее самостоятельных, но родственных по языку и культуре народов в единый новый, более крупный этнос (межэтническая консолидация), либо внутреннее сплочение крупного народа за счет сглаживания различий между имеющимися внутри него группами (внутри этническая консолидация). Оба этих подтипа нередко бывают тесно связаны друг с другом, и межэтническая консолидация со временем переходит во внутри этническую. Тем не менее, их сущность сильно различается. Если при первой происходит изменение этнического самосознания, т. е. процесс носит этнотрансформационный характер, то при второй самосознание остается тем же, т. е. процесс этот этноэволюционный.

Межэтническая консолидация особенно характерна для развивающихся стран, недавно освободившихся от колониальной зависимости. Так, в Нигерии многочисленные племена на юго-востоке страны (абаджа, авка, нгва, аухаузара, ору и . др.), говорящие на диалектах языка ибо, быстро сплачиваются в народность того же названия. В Кении родственные этносы, живущие по северному и восточному побережью озера Виктория и известные прежде под именем банту Кавирондо, с середины XX в. начали сливаться в единую народность лухья. В Танзании близкие между собой ньямвези, сукума, ньятуру и мбугве сплачиваются в единую народность, называемую по имени крупнейшей группы — ньямвези. В Ботсване племена мангвато, квена, нгвакетсе, тавана, кгатла, малете, ролонг, тлоква, калагади объединяются в один народ тована. Межэтническая консолидация типична и для многих других африканских стран. В прочих регионах мира аналогичные процессы также имеют место. Например, на Калимантане в Индонезии определенную тенденцию к слиянию обнаруживают так называемые даякские народы. В Южной Меланезии, на Новой Каледонии, наблюдается ранняя стадия межэтнической консолидации трех десятков меланезийских племен и племенных групп в меланоновокаледонскую народность (так называемые канаки).

Метки: , , , , , , , , ,