ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ-2

В Советском Союзе процессы ассимиляции охватывают преимущественно национальности, живущие за пределами своих республик и автономных областей, в сильном территориальном смешении с другими народами.

Для развивающихся стран ассимиляция несколько менее характерна, хотя кое- где она и имеет место. Так, берберы Марокко, Алжира и других стран Северной Африки постепенно вливаются в состав преобладающих по численности арабов. Скорость ассимиляции зависит от того или иного сочетания ряда влияющих на нее факторов: численности ассимилируемой группы, характера ее расселения, времени ее пребывания в окружающей этнической среде, рода занятий группы, ее хозяйственных связей с основным населением территории, социально-правового состояния и семейного положения ассимилируемых, распространенности смешанных браков, наличия или отсутствия контактов с родиной, отношения к группе со стороны преобладающего по численности народа, близости ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии, расе, соотношения уровней их культуры, степени развития этнического самосознания и т. д.

Некоторые из перечисленных факторов бывают нередко так тесно переплетены друг с другом, что разделить их практически невозможно.

Характер влияния большинства из перечисленных факторов столь очевиден, что не нуждается в каких-либо пояснениях. Поэтому остановимся лишь на тех из факторов, воздействие которых носит сложный и порой дифференцированный в разных случаях характер.

Например, на первый взгляд может показаться, что сходство хозяйственных занятий ассимилируемых и ассимилирующих должно непременно ускорять их сближение. На самом же деле влияние этого фактора носит диалектически противоречивый характер. И хотя в большинстве случаев сходные занятия, бесспорно, форсируют ассимиляционные процессы, иной раз близость занятий может вызвать конкурентные столкновения между пришельцами и коренными жителями, а это в свою очередь может затруднить ассимиляцию.

Интересно рассмотреть и роль такого фактора, как семейное положение ассимилируемых. По этому признаку мужчины-иммигранты (а именно они преобладают среди ассимилируемых иммигрантских групп) могут быть разделены на три основные категории: женатые, приехавшие без своих семей; женатые, приехавшие с семьями; холостые. Из трех перечисленных категорий быстрее всех растворяются в окружающей среде холостяки, которые нередко вступают в смешанные браки с местными девушками. Лица, прибывшие на новое местожительство вместе с семьями, ассимилируются несколько медленнее, несмотря на то, что многие из них остаются в стране въезда навсегда. Дело заключается в том, что они образуют в таких случаях ячейки, в которых сохраняется, а часто и воспроизводится старая этническая общность. Но особенно затруднена ассимиляция мужчин-иммигрантов, оставивших свои семьи на родине. Стремясь поскорее вернуться к своим семейным очагам, иммигранты этой категории смотрят на страну пребывания как на временное пристанище; они лишь адаптируются к окружающим условиям, но не склонны раствориться в новой среде.

Рассмотрим в заключение, как влияет на процесс ассимиляции соотношение уровней культуры контактирующих народов. Быстрее всего ассимилируются при прочих равных условиях группы, поселяющиеся среди населения, имеющего приблизительно одинаковый с ними уровень культуры. Довольно быстро подвергаются ассимиляции и пришельцы, попавшие в инородную среду, несколько превышающую их (но не очень значительно) по уровню своего культурного развития. И медленнее всего идет ассимиляционный процесс, когда имеются резкие различия в уровнях культуры, и особенно когда приезжие превосходят местное население в культурном отношении.

Хотя ассимиляция в большинстве случаев достаточно четко отличается от консолидации, отдельные этно объединительные процессы порой бывает довольно трудно отнести к тому или другому из перечисленных типов: они занимают как бы промежуточное положение между ассимиляцией и консолидацией.

Так, промежуточный характер между консолидацией и ассимиляцией имеет процесс, идущий в Дагестанской АССР, где с аварцами сближается ряд мелких этнических групп (возможно, даже отдельных этносов; во всяком случае, эти этнические общности говорят на самостоятельных языках, заметно отличающихся, до взаимонепонимаемости, от аварского): андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, багулалы (кванадинцы), чамалалы, тиндалы, ди- дойцы (цезы), хваршины, бежтинцы, ги- нухцы, гунзибцы, а также арчинцы.

Еще один тип этнообъединительных процессов — межэтническая интеграция. Сущность ее заключается во взаимодействии внутри государства нескольких значительно различающихся по языку и культуре народов, взаимодействии, которое ведет к появлению у них ряда общих черт. В результате интеграции складываются не нации (как в процессе межэтнической консолидации), а межэтнические или метаэтнические общности.

Межэтническая интеграция характерна, прежде всего, для развивающихся стран с полиэтничным составом, и особенно для стран Африки и Азии. В Африке межэтническая интеграция в. своей «классической» форме происходит, прежде всего, в Западно-Африканском регионе, где проживают этносы, очень сильно отличающиеся друг от друга по языку. Метаэтнические общности складываются почти во всех западноафриканских странах: Сенегале, Гвинее, Мали, Гане и многих других. Жители каждой из этих стран называют себя уже не только представителями определенных народностей и племен, но и сенегальцами, гвинейцами, малийцами, ганцами и т. д., причем эти термины сейчас уже не являются только политонимами.

В Азии межэтническая интеграция ведет к формированию гигантских мета- этнических общностей, насчитывающих десятки или даже сотни миллионов человек. Это прежде всего индийцы, пакистанцы, индонезийцы, филиппинцы. Имеются в Азии, конечно, и более скромные по размерам метаэтнические общности.

Начинают развертываться процессы межэтнической интеграции и в некоторых недавно обретших независимость полиэтничных странах Океании.

Совершенно особый характер имеет межэтническая интеграция в социалистических странах, имеющих сложную этническую структуру, и прежде всего в Советском Союзе. Существующие в этих странах общественные отношения обусловливают монолитность формирующихся метаэтнических образований, совершенно недостижимую в условиях капитализма.

В нашей стране сложилась интернациональная социально-политическая общность «советский народ».

Новая историческая общность — советский народ — находит четкое отражение в самосознании. Каждый гражданин СССР не только причисляет себя к какому-нибудь определенному этносу, но и сознает себя принадлежащим к советскому народу.

Межэтническая интеграция является этноэволюционным процессом и в большинстве случаев достаточно четко отличается от этнотрансформационного процесса — межэтнической консолидации. И все же порой бывает трудно уверенно ответить на вопрос, какой процесс идет в стране: межэтническая интеграция или межэтническая консолидация, поскольку присутствуют черты и той и другой. Так, на наш взгляд, довольно трудно определить тип процесса, идущего в Танзании и имеющего черты как консолидации, так и интеграции. Здесь имеет место первая стадия формирования единой танзанийской нации. То, что сливаются народы, подавляющее большинство которых весьма близко друг другу по языку и культуре, приближает этот процесс к консолидации, а то, что слияние это протекает в рамках государственных границ и охватывает все коренные народы страны, включая и несколько этносов, далеких по языку от основной массы населения, придает процессу черты интеграции.

В последнее время было обращено внимание на существование еще одного самостоятельного типа этнических процессов — этногенетической миксации. Сущность его заключается в возникновении нового этноса в результате слияния нескольких не связанных родством народов. Этногенетическую миксацию можно считать своеобразным продолжением межэтнической интеграции. Вместе с тем этногенетическая миксация напоминает и ассимиляцию, так как в последней тоже часто взаимодействуют этносы, не связанные родством. Однако если при ассимиляции исчезает лишь один из взаимодействующих этносов (чаще лишь какая-то его группа), то при миксации прекращают существование оба контактирующих этнических образования и появляется новый этнос. Таким образом, этногенетическая миксация носит чисто этнотрансформационный характер.

Похожие записи:

  1. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ-1
  2. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ.

Метки: , , , , , , , , ,