ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ-3

История дает нам немало примеров этногенетических миксаций. Особенно была велика роль этого процесса в формировании латиноамериканских наций, большинство из которых возникло в результате взаимодействия групп, исключительно разнородных в расовом, языковом и культурном отношении. Этногенетическая миксация в странах Латинской Америки не завершена до сих пор. Гораздо реже встречаются в современную эпоху этноразделительные процессы. Они могут быть подразделены на два основных типа: этническую парциацию и этническую сепарацию.

При этнической парциации единый прежде народ делится на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым этносом, т. е. этот процесс является этнотрансформа- ционным. В какой-то мере парциацию можно считать антиподом межэтнической консолидации.

Причины этнической парциации могут быть различны, но в современную эпоху она чаще всего происходит в результате рассечения этнической территории государственной границей (когда граница делит этнос на сопоставимые в количественном отношении части). Так, в Южной Азии после политического расчленения Британской Индии на месте единого прежде бенгальского народа начали формироваться две новые нации: восточные бенгальцы (ныне именуемые бангладешцами) и западные бенгальцы. Сходный процесс имел место и среди панжабского народа.

Некогда этническая парциация привела к вычленению из единого древнерусского народа трех близкородственных, но все же вполне самостоятельных восточнославянских этносов: русских, украинцев и белорусов.

При втором типе этнического расчленения — этнической сепарации — от какого-то народа отделяется его часть (обычно сравнительно небольшая), которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Если при этнической парциации исходный этнос фактически прекращает свое существование, то при этнической сепарации он сохраняется. Таким образом, в отличие от парциации, целиком являющейся этнотрансфор- мационным процессом, сепарация этно- трансформационна только для той группы исходного этноса, которая формируется в отдельный новый народ. Для самого же исходного этноса этот процесс носит этноэволюционный характер.

Этническая сепарация чаще всего вызывается переселением за рубеж ка- кой-то части этноса, причем группа эта должна непременно образовать в новом месте обитания достаточно компактный массив и не смешаться с местными этносами. В качестве классических примеров этнической сепарации можно привести процессы формирования исландского и франкоканадского этносов.

Исландцы в основном происходят от сравнительно небольшого числа норвежских переселенцев, мигрировавших на необитаемый до того остров Исландия в IX—X вв. В результате тысячелетней изоляции они существенно обособились от норвежцев в культурном и языковом отношении (согласно лексико-статистическому методу датировки языковой дивергенции, дочерний язык после тысячелетней изоляции сохраняет лишь 4% слов основного словаря материнского языка). Появилось у исландцев и особое этническое самосознание.

История франкоканадского народа значительно короче истории исландцев. Франкоканадцы, численность которых сейчас превышает 6 млн., в своем подавляющем большинстве являются потомками очень небольшой группы ранних французских переселенцев, насчитывавшей примерно 10 тыс. человек. Более чем 600-кратное увеличение численности франкоканадцев было в основном обусловлено исключительно высоким естественным приростом, характерным для них на протяжении трех столетий. После 1763 г., когда Канада перешла в результате семилетней войны от Франции к Англии, связи ее с прежней метрополией почти прекратились, и канадцы французского происхождения стали развиваться независимо от французов. За период своего самостоятельного существования франкоканадцы заметно обособились от французов в культурном отношении, обрели особое самосознание. По языку же франкоканадцы еще не успели сильно отделиться от материнского этноса, хотя их диалект несколько и отличается от разговорных форм, которые можно услышать во Франции. Кроме того, французский литературный язык, являющийся одним из двух государственных языков Канады, известен вследствие обязательности школьного обучения практически всем франкоканадцам, и этот факт существенно влияет на их разговорную речь, в какой-то мере нивелируя диалектные различия между Канадой и Францией.

Этническая сепарация помимо переселения может быть также обусловлена отчленением небольшой части этноса в государственно-политическом отношении и некоторыми другими причинами. В Европе в качестве примеров этнической сепарации, вызванной политическим фактором, можно привести отделение корсиканцев от итальянцев и эльзасцев от немцев. В ряде случаев сепарация была связана с религиозным обособлением какой-то части этноса. Так, жители эфиопского города Харэра и его окрестностей — харари обособились от основного народа Эфиопии — амхара в результате конфессионального отличия (верующие амхара — христиане-монофиситы, харари — мусульмане-сунниты). Начальную стадию процесса сепарации можно наблюдать у живущих в Бирме араканцев. Будучи мусульманами, они несколько отдалились от остальных бирманцев, в своем большинстве буддистов (некоторые исследователи даже считают араканцев отдельным народом).

Выше были рассмотрены основные типы этнических процессов. Было отмечено, что они не разделены особенно жесткими границами и отдельные конкретные процессы порой бывает трудно типологизировать. Нужно также указать, что в пределах одного массива населения могут одновременно идти два и более этнических процесса, причем возможно одновременное течение как процессов разных типов и даже разных типологических групп (например, этнообъединительного и этноразделительного), так и процессов одного типа, но разного масштаба.

Рассмотрим вначале несколько случаев «сосуществования» разнотипных процессов. Внутриэтническая консолидация, например, весьма часто сопровождается этнической ассимиляцией. Так, при формировании русской нации шло не только сплочение разных локальных групп русских, но и растворение в их среде небольших иноэтнических вкраплений (части мордвы, карел и т. д.). Ассимиляция может сопровождать и межэтническую консолидацию, как это имело место при формировании французской нации. Основу ее составили постепенно слившиеся воедино северные французы и провансальцы, но в этот этнический массив влилась также часть бретонцев, итальянцев и некоторых других этнических групп.

Иногда могут параллельно идти сразу три этнообъединительных процесса, что можно наблюдать, например, в некоторых районах Индии. Так, один из крупнейших индийских народов — маратхи вовлечены в идущую в пределах всей Индии межэтническую интеграцию. В то же время идут внутриэтническая консолидация маратхов и этническая ассимиляция ими части бхилов.

Похожие записи:

  1. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ-1
  2. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ-2
  3. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ.

Метки: , , , , , , , , ,