ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ-4

Сочетание этнических процессов разных типологических групп (этнической сепарации и этногенетической миксации или межэтнической консолидации) особенно характерно для формирования этносов в переселенческих странах, например, таких наций, как американцы США, англоканадцы, англоавстралийцы, англоновозеландцы. Если «переселенческая» нация образуется преимущественно из одного этнического компонента с включением сравнительно небольших инородных иммигрантских вкраплений (например, африканеры являются в основном потомками голландских переселенцев), то мы наблюдаем сочетание этнической сепарации и ассимиляции.

Однако, как указывалось выше, одновременно могут протекать и процессы одного типа. В этом случае имеет место как бы их определенная иерархия.

Могут, например, параллельно идти два процесса межэтнической консолидации, причем один из них охватывает значительный массив населения, в другой же вовлечена лишь какая-то часть этого массива. Например, в странах Меланезии, на Соломоновых Островах и в Вануату, в настоящее время идет межэтническая  консолидация разного иерархического уровня — сплочение небольших этнотерриториальных общностей в пределах некоторых островов и сплочение основной части населения каждой из этих двух стран. Такие разные по своему таксономическому рангу консолидационные процессы можно назвать соответственно микроконсолидацией и макроконсолидацией.

Иерархичность может наблюдаться и в межэтнической интеграции. Так, в Советском Союзе наряду со сближением населения в рамках всей страны можно наблюдать и тенденцию к сближению населения в. пределах какой-то части страны, например в Дагестане.

Явление иерархичности свойственно и процессам этнической ассимиляции. При растворении основным этносом какой-то страны значительной иммигрантский группы может одновременно идти микроассимиляция ею маленькой группы, которая мигрировала вместе с ней, а на родине представляла собой национальное меньшинство. Например, в Австралии при ассимиляции англоавстралийцами итальянцев идет параллельный процесс довольно быстрого растворения среди последних фриулов, также прибывших из Италии. В Аргентине ассимиляция испанской иммигрантской группы основным населением страны сопровождается «испанизацией» галисийцев, каталонцев, басков, причем интересным в этой микроассимиляции является то, что галисийцы здесь по численности превышают самих испанцев. В США, мигрировавшие из Италии албанцы (составляющие там незначительное национальное меньшинство), как правило, хорошо владеющие итальянским языком, вливаются на первых порах в итальянскую иммигрантскую группу и лишь затем, ассимилируются с основным населением США.

Все приведенные случаи иерархичности относятся к этно объединительным процессам. Характерна ли иерархичность и для процессов этнического разделения? Отвечая на этот вопрос, нужно, прежде всего, напомнить, что одним из важнейших факторов, способствующих этническому разделению, является территориальный разрыв между различными частями единого прежде этнического массива (он может быть вызван либо переселением, либо установлеустановлением государственной границы). Естественно, что от отделившейся части народа может затем вновь обособиться какая-то часть. Однако, поскольку эти сепарационные процессы будут идти на разных территориях и в разное время, то в данном случае правильнее говорить не о существовании этноразделительных процессов различного таксономического порядка (т. е. о иерархичности), а о многоступенчатости этнического развития. Прекрасный пример таких следующих друг за другом этнических сепараций дает этническая история Полинезии, где в результате многократных переселений с архипелага на архипелаг и обусловленных ими сепарационных процессов образовались все современные полинезийские народы.

Согласно современным научным представлениям, основанным на данных глоттохронологического анализа полинезийских языков и материалах археологических раскопок на архипелагах Полинезии, полинезийская языково-культурная общность сформировалась на островах Тонга и Самоа после длительной изоляции мигрировавших сюда австронезийско язычных групп (Тонга были заселены с островов Фиджи во второй половине II тысячелетия до н. э., Самоа — с островов Тонга примерно за тысячу лет до н. э.).

С островов Тонга весьма рано произошла миграция на расположенный несколько севернее остров Ниуатопутапу, а в середине I тысячелетия н. э. тонганские переселенцы появились на острове Ниуэ.

Выходцы с островов Самоа достигли на рубеже н. э. Маркизских островов, откуда часть полинезийцев переселилась около 400 г. н. э. на остров Пасхи и во второй половине I тысячелетия н. э. — на острова Общества и Гавайские. Затем с островов Общества в конце I тысячелетия н. э. или в начале II тысячелетия н. э. были заселены острова Кука, Тубуаи, Туамоту и Новая Зеландия, а с Маркизских островов — острова Гамбье.

С островов Самоа в последние века до н. э. и в I тысячелетие н. э. полинезийцы мигрировали на острова Уоллис, Хорн, Тувалу, Токелау, остров Пукапука в архипелаге Кука и некоторые мелкие, преимущественно периферийные, острова Меланезии и Микронезии (так называемые полинезийские «Outliers»).

На всех указанных архипелагах и островах сформировались самостоятельные полинезийские этносы: тонга, самоа, ниуэ, маркизцы, рапануи (на острове Пасхи), таитяне (острова Общества), гавайцы, маори островов Кука, тубуай- цы, туамоту, маори Новой Зеландии, мангарева (острова Гамбье), увеа (острова Уоллис), футуна (острова Хорн), тувалу, токелау, пукапука и др.

Из приведенного выше материала видно, насколько сложно этническое развитие народов. Происходящие в современном мире этнические процессы типологически очень разнообразны, нередко тесно переплетены между собой, образуя сложную иерархическую систему.

Как и всем явлениям в природе и обществе, этническим процессам присуще диалектическое сочетание общего и особенного. Важнейшее проявление в них этой сложной закономерности — наличие двух взаимосвязанных тенденций, одна из которых имеет интегрирующий, другая — дифференцирующий характер.

Действие их прослеживается на протяжении всей этнической истории человечества. При этом, однако, на каждом ее этапе соотношение этих тенденций и формы их проявления не остаются неизменными. Так, в первобытно-общинной формации этническая дифференциация особенно наглядно проступает в разделении племен или отпочковании от них отдельных частей и перемещении возникших этнических образований на новые территории — процессе, в ходе которого была заселена основная часть ойкумены.

В докапиталистических классовых обществах эта дифференциация проявлялась главным образом в увеличении культурного несходства между основными этническими общностями той эпохи — народностями, что было обусловлено в значительной мере увеличением собственного культурного фонда каждой из этих общностей, а тем самым их различий в данной сфере. В капиталистическую эпоху этническая дифференциация связана прежде всего с усилением неравномерности развития народов мира, а соответственно и с увеличением социально-экономических и культурных различий между ними, простирающихся в диапазоне от первобытно-общинной до капиталистической формации.

При всем многообразии проявлений интегративных моментов на протяжении этнической истории человечества, рассматривая ее в целом, все же представляется возможным наметить одну характерную их черту. А именно: постепенное увеличение масштабов этносов. При этом проступают два основных пути реализации данной тенденции.

Один из них связан с трансформацией в этносы метаэтнических образований, включающих несколько народов. Другой представляет собой процесс превращения в этнические образования основного уровня историко-культурных объединений, общностей, не обладавших прежде четким самосознанием.

Так, при формировании основного этнического подразделения докапиталистических классовых обществ — народности ей обычно предшествовала общность, охватывавшая ряд племен. Аналогичным был один из путей формирования нации, при котором в ее рамках происходило объединение нескольких народностей, как правило, входивших в состав одной сложившейся еще в прошлом крупной общности метаэтнического или историко-культурного характера.

Похожие записи:

  1. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ-3
  2. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ-1
  3. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ.
  4. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ-2

Метки: , , , , , , , , ,