ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ-6

В современных этнических процессах в СССР особая роль принадлежит новой социальной и интернациональной общности — советскому народу. Один из важнейших аспектов его возникновения и развития — взаимодействие культур всех этносов страны. Было бы неверно характеризовать советский народ как единый этнос, единую нацию. Как уже отмечалось, он стоит в одном ряду с метаэтническими общностями. При этом советский народ, представляющий собой принципиально новое явление в качестве первой во всемирной истории социалистической интернациональной общности (общности, не имеющей классово- антагонистических противоречий, отличающейся морально-политическим единством и потому особенно прочной), вместе с тем предстает как закономерное звено во всемирно-историческом процессе постепенного возрастания этнокультурной целостности человечества.

Как свидетельствует его этническая история, именно метаэтническим образованиям принадлежит важнейшая роль в повышении общего уровня межэтнической интеграции народов мира. Вместе с тем история показывает, что для реализации этой тенденции, связанной прежде всего с превращением метаэтнических общностей в этносы, требуется весьма и весьма длительное время.

Закономерный характер возникновения в условиях многонациональных социалистических государств метаэтнических общностей нового по своим социальным параметрам типа подтверждается и тенденцией к постепенному складыванию подобных образований также в других странах социализма, например в Чехословакии, Вьетнаме. Такого рода образования — важный этап на пути к тому интернациональному единству всего мира, когда будет реализовано ленинское предсказание о том, что человечество «должно прийти к позднейшему слиянию наций» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 457).

Межэтническая интеграция в современных условиях, разумеется, не ограничивается лишь внутригосударственными процессами, она имеет и межгосударственный характер. В странах социалистического содружества важнейшими предпосылками такого рода процесса выступают единство общественного строя этих стран, интенсивное развитие между ними различных видов связей, начиная от экономических и кончая идеологическими и политическими. В частности, в сочетании с экономической интеграцией сотрудничество стран социалистического содружества в области искусства, науки и образования, их совместная идеологическая и политическая деятельность привели к складыванию определенной культурной общности этих стран, проявляющейся прежде всего в распространении среди населения общей идеологии, общих духовных ценностей.

Процессы дальнейшей интернационализации в сфере культуры протекают, правда весьма противоречиво, и в развитых капиталистических странах, чему (наряду с усилением их экономической и политической интеграции) немало способствуют средства массовой информации. Идут такого рода процессы и в развивающихся странах Азии, Латинской Америки и Океании, где они в значительной мере связаны с так называемой вестернизацией и нередко влекут за собой обострение этнической ситуации.

В целом же в результате этих процессов появляются все новые и новые историко-культурные общности, ареалы многих из которых в той или иной степени взаимно пересекаются, их планетарная сеть как бы все более уплотняется.

Одновременно возрастает взаимодействие всех этих общностей, что немало способствует усилению удельного веса тех элементов культуры, которые в той или инои мере распространены по всему земному шару, т. е. приобретают общепланетарный характер. Основными местами формирования таких составляющих культуры стали города, а технико-экономической основой для их появления послужило промышленное развитие. Огромная роль в распространении элементов этой промышленно-городской культуры принадлежит тому факту, что общая, особенно характерная для эпохи НТР тенденция проницаемости национальных перегородок не только в рамках каждой из двух мировых систем, но и в глобальных масштабах затрагивает и культуру, хотя в разных ее областях и проявляется неодинаково.

Особенно наглядно процессы интернационализации проступают в материальной культуре. Это получило свое выражение прежде всего в широком распространении в сфере как производства, так и быта разнообразных промышлен- но стандартизированных изделий: от станков и автомашин до повседневно-бытовых (одежда, мебель, пища и т. п.). Все более интернациональный характер приобретают и отдельные черты повседневного поведения (например, рукопожатия, правила уличного движения и т. п.). Сказались интеграционные тенденции и в сфере духовной культуры. Особое значение в этом отношении имеет развитие в условиях НТР средств массовой коммуникации, в первую очередь различных способов тиражирования: книг, кино, радио, телевидения и т. п. Тем же целям служат и переводы, международные фестивали, контакты между деятелями культуры и т. п. Все это сделало возможным распространение в глобальных масштабах одних и тех же элементов духовной культуры — от произведений искусства и художественной литературы до массовых видов развлечений (кино, телевидение, спорт, туризм и т. п.).

Однако определенные черты сходства между миром социализма и миром капитализма в сфере технологии, материальной культуры, отдельных компонентов духовной жизни не дают никаких оснований для утверждения о сглаживании различий между двумя мировыми системами: коренные, социально-классовые различия этих систем обусловливают диаметральную противоположность их идеологии, социально-политических целей и культивируемых духовных ценностей. Иными словами, надо учитывать, что интеграционная тенденция далеко не одинаково проявляется в различных сферах социальной жизни. К тому же хотя эта тенденция в конечном счете выступает доминирующей, однако она неразрывно связана с тенденцией диффенцирующего характера. Как мы могли убедиться, последняя, подобно первой, прослеживается на всем протяжении всемирной истории. В наше время эта тенденция особенно отчетливо проступает как в виде идеологической борьбы двух мировых систем, так и в том, что внутри самого капиталистического мира во многом углубляется социально-классовая дивергенция духовной жизни.

Противоборство двух основных тенденций социокультурного развития человечества наряду с другими противоречиями всемирно-исторического процесса, как известно, не раз приводило к острым катаклизмам. Однако в современных условиях такие катаклизмы отнюдь не фатальны. Именно поэтому еще и еще раз следует подчеркнуть, что различия в социальной структуре и идеологии социалистических и капиталистических стран не являются препятствием для реализации принципов мирного сосуществования.

Похожие записи:

  1. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ-5
  2. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ-2
  3. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ-1
  4. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ.
  5. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ-4

Метки: , , , , , , , , ,