ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА.

Среди глобальных проблем современности особое место занимает проблема охраны самой жизни и улучшения здоровья человека, борьбы против тяжелых заболеваний и преждевременной смерти.

Человек извечно стремится к реализации всех своих физических и душевных способностей, к познанию окружающего нас мира, к творческому труду и самоутверждению, к свободе и счастью. Но только в наше время широчайшие народные массы по-настоящему поняли, что это- возможно и достижимо, и все более глубоко осознают сформулированную В. И. Лениным главную цель всего общественного развития — обеспечение «полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 232).

Для действительно свободного и гармоничного развития всех и каждого человека нужно многое — высокий уровень общественного производства, науки и техники; освобождение от всех форм политического, религиозного и иного угнетения, от экономической эксплуатации и изнурительного труда; благоприятные условия жизни и быта, широкое и всестороннее образование, высокий уровень культуры и искусства и многое другое. Но прежде всего для этого необходимы охрана самой жизни от многочисленных опасностей и поддержание способности человека к активному осуществлению всех своих биологических и социальных функций, залогом и основой чего является хорошее здоровье.

Что же такое здоровье? Мы привыкаем с детства слышать это слово и постепенно начинаем воспринимать хорошее здоровье как величайшее и неоценимое благо. Не случайно говорят, что здоровье — это еще не все, что нужно человеку, но без хорошего здоровья все остальное в значительной мере теряет всякую ценность.

«Даром богов» считали хорошее здоровье древние, как «божье наказание» или «удар судьбы» воспринимали болезнь религиозные люди; как «гармонию жизненных сил» или «внутренних жидкостей» трактовали хорошее здоровье философы и мыслители прошлого. В законах наследственности, в неблагоприятном действии микробов, в нарушениях структуры и функции внутренних органов искали истоки хорошего и плохого здоровья выдающиеся ученые и врачи, естествоиспытатели и мыслители. Но только с позиций диалектического и исторического материализма в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, а затем и в важнейших программных документах и в практической деятельности нашей партии были глубоко раскрыты не только биологические, но, прежде всего социальные причины и истоки здоровья и болезни, их неразрывная связь с условиями человеческого существования, диалектическая взаимозависимость здоровья каждого индивидуума и всего населения в целом. Было сформулировано и выдвинуто в числе важнейших политических требований пролетариата положение, что охрана и укрепление здоровья должны быть одним из неотъемлемых социальных прав человека и объективно необходимой функцией общества и государства.

В наше время в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определено как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов», это определение получило широкое распространение, стало важным шагом вперед в медицине и здравоохранении, хотя «состояние полного… благополучия» не поддается количественной оценке и недостаточно для объяснения и прогнозирования медикосоциальных процессов.

Наряду со здоровьем одного человека большое значение придается и здоровью семьи, общественных слоев и классов, отдельных групп или коллективов людей, а также всего населения в целом, хотя эта обобщенная категория еще больше ускользала от внимания и оценки философов, демографов и врачей, а общепринятого определения «общественного здоровья» в литературе до сих пор не имеется. Исходя из марксистско-ленинских положений о биологической и социальной обусловленности здоровья общественное здоровье следует рассматривать не как простую сумму или «среднеарифметическую» величину уровней здоровья всех членов общества, а как такую интегративную характеристику совокупности индивидуальных уровней здоровья, которая, с одной стороны, отражает вероятность (возможность, но не гарантию) для каждого отдельного человека прожить максимально долгую жизнь при сохранении оптимального равновесия с окружающей природной и социальной средой, а с другой стороны, характеризует жизнеспособность общества как целостного социального организма или динамической системы, т. е. способность общества к самозащите (обороне), к дальнейшему гармоничному росту, к социально- экономическому прогрессу.

Похожие записи:

  1. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения.
  2. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО НАСЕЛЕНИЯ-3
  3. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО НАСЕЛЕНИЯ-2
  4. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО НАСЕЛЕНИЯ.
  5. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО НАСЕЛЕНИЯ-1

Метки: , , , , , , ,