Право на здоровье.

Влиянием социалистических идей в здравоохранении и убедительностью опыта развития здравоохранения в первом в мире социалистическом государстве объясняется признание здоровья в качестве одного из основных прав человека в ряде принятых после второй мировой войны важных международных документов. Так, в Уставе ВОЗ сказано, что «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения». Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., отмечает, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи…».

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (1959) «О правах ребенка» подчеркивается, что «…каждый ребенок имеет право на имя и национальность, одинаковый статус при рождении, на материнский уход и семейную заботу, на охрану здоровья и защиту против заболеваний, на достаточное питание…». Важные положения о праве каждого человека и населения всех стран на охрану и укрепление здоровья содержатся также в Декларациях ООН о предоставлении независимости ранее угнетенным странам и народам (1960), о ликвидации дискриминации в отношении женщин (1967), в Международном пакте о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1969), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1976), а также в других международных решениях, резолюциях и документах; в заявлениях и декларациях многих политических партий и правительств.

Однако лишь немногие государства кроме социалистических смогли закрепить право граждан на охрану здоровья в своих конституциях и реализовать его на практике.

Во многих освободившихся от колониального гнета странах Азии, Африки, Латинской Америки и других регионов это обусловлено голодом и лишениями, антисанитарными условиями жизни, высокой детской и общей смертностью населения, широким распространением эпидемических, инфекционных и паразитарных заболеваний, крайней недостаточностью медико-санитарных учреждений, оборудования и лекарств, квалифицированных национальных кадров здравоохранения, недоступностью для многих миллионов людей даже самой элементарной медико-санитарной помощи.

В Шестом обзоре здравоохранения в мире (1973—1977) ВОЗ отмечает, что от 450 до 1000 млн. людей в развивающихся странах голодают или систематически недоедают, по меньшей мере 750 млн. человек живут в условиях крайней нищеты.

По данным ООН и ВОЗ, из умирающих ежегодно в мире 18 млн. детей в возрасте до пяти лет 95% приходится на развивающиеся страны, где из каждой тысячи новорожденных 200 детей умирают в возрасте до одного года, еще 100 — до пяти лет. Почти 50—70% детей в развивающихся странах поражены тяжелыми инфекционными и паразитарными заболеваниями. В развивающихся странах живет подавляющее большинство больных малярией, остающейся наиболее распространенным паразитарным заболеванием в мире, более 400 млн. человек больных трахомой, 200 млн. больных шистосоматозом, более 30 млн. больных онхоцеркозом, более 30 млн. слепых людей. Распространенность туберкулеза в развивающихся странах почти в 7 раз выше, чем в экономически развитых государствах; частота заболеваний корью выше в 51 раз, коклюшем — в 140, дизентерией — в 135 раз и т. д. Только от столбняка, против которого имеются эффективные вакцины, в мире ежегодно погибает более 1 млн. человек, половина из них — новорожденные дети в развивающихся странах.

В развитых капиталистических странах, и прежде всего в США, обладающих высокоразвитой промышленностью и значительной материально-технической базой, охрана здоровья населения страдает от других «бед». В этих странах (за исключением Великобритании и в определенной мере Скандинавских стран) нет единых государственных или общенациональных служб здравоохранения, а раздробленные частнопрактические, страховые или благотворительные медико-санитарные и другие учреждения оказываются все более неспособными обеспечить коренные нужды широких слоев населения в охране и укреплении здоровья. Угрожающий характер в США, Канаде, в ряде западноевропейских стран, а также в Японии приобрело загрязнение внешней среды, растут преступность и наркомания, увеличивается число травм и самоубийств, психических и нервных заболеваний, хронических сердечно-сосудистых и легочных болезней. Растущая дороговизна и неэффективность медико- санитарных служб прямо затрагивают насущные нужды широких слоев населения, особенно детей и стариков, безработных, национальных меньшинств и пр., заставляют их страшиться будущего, преждевременной утраты трудоспособности и инвалидности, обездоленной беспомощной старости. Об этом говорят не только многочисленные выступления специалистов и «сухие» цифры медицинской статистики, но и официальные заявления видных государственных деятелей.

Сенатор Э. Кеннеди опубликовал в 1972 г. книгу об американском здравоохранении под красноречивым названием «В критическом состоянии», а спустя несколько лет писал: «Трудно поверить, что США до сих пор не имеют национальной стратегии предупреждения заболеваний и укрепления здоровья».

Даже такой реакционный профсоюзный деятель, как Джордж Мини, заявлял, что «факты свидетельствуют о том, что ребенок, родившийся в бедной семье, будет болеть в течение жизни вдвое чаще, чем ребенок, родившийся в богатой семье, у него будет в 4 раза больше хронических болезней, втрое больше шансов заболеть сердечно-сосудистыми болезнями, в 7 раз больше шансов иметь заболевания глаз, в 5 раз больше возможностей страдать от умственной отсталости или нервных заболеваний. И все это лишь в том случае, если этот мальчик или девочка выживет в течение первого года жизни, а у него лишь половина шансов дожить до первого дня рождения по сравнению с ребенком из богатой семьи».

Президент США Дж. Картер в начале своей деятельности неоднократно подчеркивал, что «высококачественное медицинское обслуживание существует лишь для небольшой группы людей, которые могут себе это позволить», и обещал избирателям добиться принятия закона об общенациональном страховании здоровья. Дж. Картер не выполнил этого, как и других обещаний, а новый президент США Р. Рейган вообще резко повернул руль вправо и сократил и без того недостаточные государственные ассигнования на социальные нужды и здравоохранение, одновременно увеличивая расходы на вооружение и милитаризацию экономики.

Похожие записи:

  1. Системность здравоохранения.
  2. ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА.
  3. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения.
  4. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО НАСЕЛЕНИЯ-3
  5. НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА.

Метки: , , , , , , , ,