Здоровье для всех к 2000 г.

Однако в современном мире произошли коренные политические и социально-экономические изменения. Народы не желают более мириться с нищетой и угнетением, добиваются не только политической и экономической независимости, мира и свободы, улучшения условий труда и жизни, но и проведения широких медико-санитарных мероприятий, защиты от эпидемий и обеспечения необходимой медицинской помощи в случае заболеваний. Это все больше отражается в деятельности многих государств и международных организаций.

Созданная в 1948 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объединяет 159 государств-членов, и накопила значительный опыт международного медико-санитарного сотрудничества. В 1977 г. XXX сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения приняла резолюцию «О здоровье для всех к 2000 г.», в которой провозглашается, что «основная социальная

задача правительств и ВОЗ в предстоящие десятилетия должна заключаться в достижении к 2000 г. всеми жителями Земли такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни».

Важнейшим событием стала проведенная ВОЗ совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Алма-Ате (СССР) в сентябре 1978 г. Международная конференция по первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), в работе которой приняли участие делегации 134 государств, представители национально-освободительных движений, специализированных учреждений ООН, свыше 50 международных неправительственных организаций и др. Ход и результаты этой конференции вызвали огромный резонанс среди медицинской общественности во всем мире, ее участники всесторонне и предельно откровенно обсудили накопленный опыт и различные варианты организации служб и систем здравоохранения, сопоставили их между собой как на пленарных и секционных заседаниях, так и при посещении медико-санитарных учреждений в городах и сельской местности Казахстана, Узбекистана, Киргизии, ранее отсталых окраинах царской России, добившихся замечательных успехов в охране народного здоровья в исторически небывало короткие сроки.

Торжественно принятая Алма-Атинская декларация вновь решительно подтвердила неотъемлемость права каждого человека и каждого народа на здоровье, подчеркнула, что «существующее огромное неравенство в уровне здоровья людей, особенно между развитыми и развивающимися странами, а также в самих странах является политически, социально и экономически неприемлемым и поэтому составляет предмет общей заботы для всех стран», что «люди имеют право и обязанность участвовать на индивидуальной и коллективной основе в планировании и осуществлении их медико-санитарного обслуживания», а «правительства несут ответственность за здоровье своих народов, которое может быть обеспечено лишь путем осуществления соответствующих медико-санитарных и социальных мероприятий». В декларации далее раскрываются смысл и значение первичной медико-санитарной помощи как «неотъемлемой части» и «первого уровня контакта отдельных лиц, семьи и общины с национальной системой здравоохранения». И, наконец, говорится, что «приемлемый уровень здоровья, может быть, достигнут для народов всего мира к 2000 г. при более полном и эффективном использовании мировых ресурсов, значительная часть которых ныне расходуется на вооружения и военные конфликты».

Итоги Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи были одобрены XXXIV сессией Генеральной Ассамблеи ООН, которая в специальной резолюции (134.58 от 29 ноября 1979 г.) «Здоровье как составная часть развития» особо отметила итоги Алма-Атинской конференции, подчеркнула, что значительная часть населения во многих странах, как развивающихся, так и развитых, не имеет доступа к необходимой медико-санитарной помощи; поддержала усилия ВОЗ, ЮНИСЕФ и других учреждений ООН, направленные на достижение цели «здоровье для всех к 2000 г.»; призвала государства—члены ООН осуществить меры, предусмотренные Алма-Атинской декларацией, и предложила всем организациям системы ООН координировать свою деятельность в этой области с усилиями ВОЗ.

Осуществить эти решения на практике далеко не просто, тем более что речь идет об исторически крайне сжатых сроках. Вместе с тем сегодня уже никто, и прежде всего народы развивающихся государств, сбросившие иго колониализма и ставшие на путь самостоятельного развития, не может примириться даже с мыслью о том, что и через 2 десятилетия крайне неудовлетворительное состояние здоровья и низкий уровень медико-санитарной помощи для подавляющего большинства человечества не будут самым радикальным образом изменены.

Утопия или реальность? Насколько же реальна эта задача? Как преодолеть неимоверно сложные политические, экономические, научно-технические, социальные, административные и многие другие проблемы и трудности, стоящие на этом пути? Именно эти вопросы встали во весь рост сегодня перед правительствами и органами здравоохранения всех стран, а также международными организациями.

Далеко не всем понравились решения Алма-Атинской конференции, и, как отмечалось в журнале ВОЗ, «типичная реакция международных средств массовой информации была следующей: провозглашение здоровья одним из основных прав человека крайне безответственно. Человечество не в силах обеспечить идеальное здоровье для всех. В мире и так уже достаточно недовольных, чтобы увеличивать это число, пробуждая несбыточные желания. Оптимальное здоровье для каждого гражданина — это конечная цель, а не право, которое государство должно обеспечить… Жаль, что документ, в остальной части которого так много здравого смысла, испорчен таким неумным и нереалистическим утверждением…».

Западные органы пропаганды назойливо внушают развивающимся странам мысль о многих десятилетиях и даже столетиях, якобы необходимых для преодоления социально-экономического отставания и развития эффективных служб и систем здравоохранения.

Вместе с тем в острой борьбе мнений в последние годы все яснее пробивается убежденность в необоснованности мрачных «пророчеств» и пессимистических прогнозов, все увереннее звучит мысль о возможности решения острейших проблем национального и международного здравоохранения. Ведь если правильно оценивать реальные изменения в современном мире и ту поистине гигантскую энергию, которую проявляют ныне

народы в борьбе за социальную справедливость, свободу и независимость, за коренное улучшение условий жизни, если правильно понимать величайшую преобразующую силу идей, овладевающих сознанием народных масс, и неразрывную связь вопроса о правах и обязанностях человеческой личности с коренными революционными преобразованиями в обществе, то идея о «праве на здоровье» и задача достичь «здоровья для всех к 2000 г.» может (и должна) стать большой силой и мощным орудием в реальном преобразовании всего медико-санитарного дела в каждой стране и в переходе на качественно новый уровень международного сотрудничества в сфере борьбы за охрану и укрепление здоровья человека.

СССР и другие государства социалистического содружества делают и будут делать все возможное для того, чтобы не только показать всю величину, значимость и неотложный характер общемировых проблем здравоохранения, но и побудить другие страны к реальному сотрудничеству в их разрешении. Эти ясные и четкие цели стран социализма не противоречат интересам никаких государств, объективно и полностью совпадают с интересами всего человечества.

Что же действительно необходимо для разрешения национальных, международных и глобальных проблем здравоохранения?

Прежде всего, всем правительствам и политическим деятелям, работникам медицинских профессий, да и всем народам необходимо по-настоящему осознать всю величину, комплексность и неотложность проблем здравоохранения в социальной жизни современного общества и преисполниться решимости разрешить их не на словах, а на деле. Нужно внести ясность и в постановку всей проблемы «Здоровье для всех к 2000 г.», которую, конечно, нельзя рассматривать как задачу достижения всеми буквально жителями Земли через 20 лет одинакового индивидуального уровня здоровья, люди не могут не рождаться с теми или иными врожденными дефектами или предрасположением к различным заболеваниям, не могут не болеть, не иметь травм, не стариться и не умирать.

Не может быть конечной целью и достижение каких-то общемировых усредненных показателей продолжительности жизни, рождаемости, общей и детской смертности и т. п., поскольку такие «глобальные показатели», да еще при чрезвычайной слабости медицинской статистики во многих странах, часто не раскрывают, а затушевывают ту нетерпимую разницу в уровне здоровья и медико-санитарной помощи, которая имеется между разными странами и между различными классами и социальными группами населения в одной и той же стране.

В документе ВОЗ «О стратегии достижения здоровья для всех к 2000 г.» правильно подчеркивается «необходимость с учетом поставленной цели непрерывного улучшения состояния здоровья всего населения, обеспечения каждому человеку доступа к первичной медико-санитарной помощи, а через нее — ко всем условиям всеобъемлющей системы здравоохранения». Однако важна не вообще доступность медико-санитарной помощи, а бескомпромиссное и революционное Требование ее действительного обеспечения каждому человеку и всему населению любой страны на максимально возможном уровне. Этот уровень должен повышаться по мере общего социально-экономического развития государства, а во многих случаях и превышать темпы развития других секторов общественной жизни. Главной гарантией этого должно быть непрерывное внимание общественности, широких слоев населения, профсоюзов и политических партий к этой большой национальной и международной задаче.

Похожие записи:

  1. Право на здоровье.
  2. Уровни проблем здравоохранения.
  3. ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА.
  4. Системность здравоохранения.
  5. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения.

Метки: , , , , , , , , , , , , , ,